Инклюзивное образование

Определение, принципы, нормативные документы

Инклюзивное образование – адаптация условий обучения и воспитания к потребностям студентов с особыми образовательными потребностями (далее ООП), которые имеют ограниченные возможности, связанные с состоянием здоровья, с социально-экономическим статусом, гендером, языком обучения (иностранные студенты) и др., приводящая к успешной социализации, самореализации, личностному и профессиональному росту.

Принципы инклюзивного образования:

  • личностная ориентация субъект-субъектного образования;
  • непрерывность образования;
  • активное взаимодействие структурных подразделений ЕАГИ со студентом с ООП, с целью его мотивации;
  • обеспечение учета психологических и физиологических особенностей студентов с ООП;
  • своевременная коррекция нарушений процесса социализации;
  • профессиональная ориентация студентов с ООП.

Мероприятия по созданию условий инклюзивного образования исполняются согласно нормативным документам

Нормативные документы ЕАГИ


Дорожная карта по развитию инклюзивного образования в Евразийском гуманитарном институте имени А.К.Кусаинова на 2023-2025 г.г.

Наименование мероприятия Сроки исполнения
1 Обеспечить условия для физического безбарьерного доступа в учебных корпусах и студенческих общежитиях для обучающихся с ООП (пандусы, подъемники, учебные корпуса с входами, оборудованными специально закрепленными перилами и др.) 1 ноября 2023
2 Внести предложения по пересмотру требований к выдаче лицензии на предоставление ЕАГИ образовательных услуг по созданию условий для лиц с особыми образовательными потребностями 1 ноября 2023
3 Внести предложения по включению пункта о лицах с ООП, обучающихся в ЕАГИ и их трудоустройстве,  в Национальную образовательную базу данных 1 ноября 2023
1 ноября 2024
3 ноября 2025
4 Предусмотреть поддержку учебного пространства и учебной среды для обучающихся с особыми образовательными потребностями (адаптация учебного места для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, строчные лупы и программы увеличения экрана для слабовидящих, озвученные программы для незрячих, аудитории со звукоусиливающей аппаратурой для слабослышащих, сурдопереводчик для неслышащих, предварительная раздача учебно-методического материала и др.) 1 ноября 2023
1 ноября 2024
5 Доступ к образовательным ресурсам (печатные и электронные) для формирования банка методических материалов, аудио- и видеотек, учитывающих специфику нарушений в развитии ЛСИ 2023-2025 г.г.
6 Организация в стенах ЕАГИ ресурсных центров поддержки ЛСИ 1 ноября 2023
1 ноября 2024
7 Внести дополнения во внутренние нормативные документы вуза, с включением пункта учета образования лиц с ООП (начиная с профориентационной работы и сопровождения при поступлении в вуз до итоговой аттестации и трудоустройства). Усилить работу консультативных (ресурсных) центров ЕАГИ 1 ноября 2023
1 ноября 2024
3 ноября 2025
8 В образовательные программы ЕАГИ включить пункт – «Условия реализации ОП для лиц с ООП», в котором есть описание учета особых образовательных потребностей обучающихся при реализации программы 1 ноября 2023
1 ноября 2024
9 Разработка дополнительных образовательных программ (Minor) для будущего педагога по подготовке к работе с ЛСИ в условиях инклюзивного образования 1 ноября 2023
10 Предусмотреть курсы повышения квалификации сотрудников и ППС по работе со студентами/обучающимися с ООП 1 ноября 2023
1 ноября 2024
11 Активное привлечение НПО,ОО, ОФ к работе и развитию инклюзивного образования 1 ноября 2023
1 ноября 2024
12 Продолжить работу по проведению мероприятий по оказанию содействия в трудоустройстве ЛСИ (ярмарки вакансий, форумы, фестивали, встречи) совместно с управлениями занятости по регионам 1 ноября 2023
1 ноября 2024
13 Организовать работу по закреплению шефства института и предприятий бизнеса над  специальными школами. Запуск пилотных проектов по шефству 1 ноября 2023
1 ноября 2024
14 Обучение преподавателей, осуществляющих подготовку по специальностям «Социальная педагогика», «Педагогика и психология», «Психология», базовому курсу прикладного анализа, методике ранней диагностики аутизма ADOS-2, коррекционной поддержке детей с ООП 2023-2024 г.г.
15 Разработка модели сопровождения лиц с ООП на протяжении всей жизни (инклюзивное образование) 2023-2024 г.г.

Психолого-педагогическая служба по сопровождению инклюзивного образования ЕАГИ

 

Руководитель службы: Изакова Айжан Тендиковна, доктор психологических наук, профессор кафедры педагогики.

Цель психолого-педагогической службы по сопровождению инклюзивного образования в ЕАГИ: создание в институте оптимальной воспитывающей среды, обеспечивающей помощь в развитии личности студента с ООП, его общекультурных компетенций как будущего специалиста; помощь в адаптации этой категории студентов к учебно-воспитательному процессу в период обучения в вузе. Создание условий для базы практики и в дальнейшем помощь в трудоустройстве по выбранной профессии.

Задачи:

  • помощь в адаптации студентов с ООП, особенно младших курсов к образовательному процессу;
  • учет преподавателями в организации образовательного процесса ограничений, имеющихся у студентов с ООП;
  • создание условий для максимальной интеграции студентов с ООП в учебную среду, формирования позитивного отношения студентов с ООП к себе, к своей учебе, к окружающим людям;
  • создание условий для эффективного взаимодействия всех участников процесса сопровождения студентов с ООП;
  • формирование позитивного отношения к студентам с ООП со стороны студенческой аудитории;
  • организация психопрофилактических тренингов по развитию уверенного поведения, снижению тревожности, агрессивного поведения и профессиональному развитию студентов;
  • привлечение студентов с ООП к активной деятельности студенческого сообщества вуза;
  • поддержка интеллектуальной инициативы и развитие творчества студентов с ООП;
  • психопросветительская помощь кураторам академических групп для выявления и актуализации работы со студентами с ООП;
  • развитие системы информирования, системы сотрудничества между различными структурами города в сфере психологической адаптации студентов с ООП, их профессиональной подготовки и трудоустройства;
  • организация базы для прохождения всех видов практики в период обучения в вузе;
  • помощь в трудоустройстве.

 

Мероприятия
1 Банк данных о студентах с ограниченными возможностями здоровья
2 Условия безопасности и комфортности обучения студентов с ООП на протяжении всего периода обучения в ЕАГИ
3 Условия благополучной социально-психологической адаптации студентов с ООП:

  • своевременная, эффективная социально-психологическая помощь и поддержка;
  • укрепление здоровья и развитие уверенности в своих силах и на профессиональном старте.
4 Повышение качества овладения профессиональными и общекультурными компетенциями у студентов с ООП:

  • условия прохождения практики в период обучения;
  • помощь в трудоустройстве по выбранной профессии;
  • мероприятия по оказанию содействия в трудоустройстве ЛСИ (ярмарки вакансий, форумы, фестивали, встречи) совместно с управлениями занятости по регионам
5 Воспитание у студентов с ООП патриотизма, стремления к личностному развитию, творческой активности
6 Шефство над специальными школами. Запуск пилотных проектов по шефству

Архитектурная безбарьерная среда

  1. На постоянной основе обновляются (окрашиваются) первая и последняя ступени лестниц.
  2. Наличие пандусов на крыльцах.
  3. На постоянной основе окрашиваются пандусы на верхнем и нижнем уровнях.
  4. На постоянной основе окрашиваются площадки контрастными цветами на верхнем и нижнем уровнях.
  5. Проложена тактильная плитка из полиуретана: путеводитель дляслепых и слабовидящих.
  6. Используются приспособления для доступного передвижения внутри учебных корпусов: в соответствии с требованиями расположены номера аудиторий, названия кабинетов академической службы, библиотеки и столовой.
  7. Наличие маркировки для стеклянных дверей со знаками «Осторожно препятствие».
  8. Туалеты имеют опоры для студентов с нарушениями ОДА.

Обеспечение инклюзивного образования

Обеспечение инклюзивного образования техническими средствами информации и психолого-педагогическими технологиями

  1. Компьютеры, на которых предусмотрено использование специальных возможностей операционной системы Windows и имеется доступ к электронным библиотечным системам.
  2. Программное обеспечение «Экранный диктор».
  3. Программное обеспечение «Экранная лупа».
  4. В библиотеке столы, посадочные места, включающие в себя персональный компьютер с клавиатурой, маркированной рельефно-точечным тактильным шрифтом Брайля.
  5. Удаленные ресурсы электронно-библиотечной системы «Кабис».
  6. Тренинги, активные методы обучения.
  7. Консультирование, индивидуальная работа со студентом.
  8. Специальная педагогическая и психологическая помощь.
  9. Дисциплина «Инклюзивное образование».

Кадровые ресурсы

Подготовка образовательной программы «Дефектология».

ЕАГИ реализует программы, способствующие формированию инклюзивной образовательной среды, выпуская учителей начальных классов, учителей-предметников, педагогов-психологов, воспитателей, педагогов дополнительного образования, в условиях реализации образовательных программ:

  • «6В01205 – Дошкольное обучение и воспитание»,
  • «6В01303 – Педагогика и методика начального обучения»,
  • «6В01102 – Педагогика и психология»,
  • «6В01606 – История»,
  • «6В01701 – Казахский язык и литература»,
  • «6В01704 – Иностранный язык: два иностранных языка».

В данные образовательные программы планируется добавить пункт «Условия реализации Образовательной программы для лиц с инвалидностью и ООП» с целью: формирования инклюзивной компетентности будущих педагогов.

Обеспеченность учебной и научной литературой по проблемам инклюзивного образования:

— приобретено 58 наименований, всего экземпляров 659 шт.;

— по дисциплине «Инклюзивное образование» в фонде учебной и научной литературы имеется: учебной литературы – 9 наименований, 210 экземпляров и учебно-методической, художественной, научной литературы – 6 наименований, 113 – экземпляров.


Мероприятия

Мероприятия по созданию условий социально-психологического благополучия студентов, которые реализуются в виде поддержки и толерантного отношения к студентам со стороны ППС и других сотрудников ЕАГИ, в результате чего студенты отмечают позитивный психологический климат, готовность к социальной активности. На сегодняшний день студенты с ООП имеют достижения не только в образовании, но и в других видах деятельности: науке, спорте, социокультурной деятельности  и др.

В ЕАГИ осуществляют адаптацию, социализацию, самореализацию студентов с ООП с помощью следующих ресурсов:

  • Психолого-педагогическая служба по сопровождению инклюзивного образования,
  • Психологическая служба.

Органы студенческого самоуправления: